Архивы

Итоговое сочинение в 11 классе 2017 — 2018 уч.год

Информационные материалы для проведения областного родительского собранияпо подготовке к ГИА-2018 «Итоговое сочинение как допуск к ГИА-11»

Дата проведения: 14 ноября 2017 года

Место проведения: общеобразовательные организации Омской области

 

 

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать, доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Нормативной базой проведения итогового сочинения (изложения) является:

— Приказ Министерства образования и науки РФ №1400 от 26.12.2013 года «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

— Методические материалы Рособрнадзора по проведению итогового сочинения (изложения)  2017-2018 учебного года;

— Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718 с перечнем основных изменений (дополнений, вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году;

— Приказ Министерства образования Омской области №76 от 20.10.2017 «Об утверждении Порядка проведения итогового  сочинения (изложения)».

Итоговое сочинение пишут все выпускники, освоившие программы среднего общего образования, по желанию итоговое сочинение могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Кроме сочинения выпускник может написать  итоговое изложение как допуск к государственной итоговой аттестации при условии, если он относится к следующей категории лиц:

обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Даты написания сочинения определены: первая среда декабря, первая среда февраля и первая рабочая среда мая. В 2018 году основной день написания сочинения (изложения) 6 декабря 2017 года; повторные даты: 7 февраля 2018 года и 16 мая  2017 года.

До 22 ноября 2017 года (за две недели до основной даты сочинения (изложения) включительно необходимо подать заявление вместе с согласием на обработку персональных данных

Оценивается сочинение (изложение) по критериям, для обучающихся это система оценки «зачет»\ «незачет».Повторные даты определены для тех ребят, кто по уважительной причине не сможет написать сочинение (изложение) в основной срок и для тех, кто получил «незачет». Причем «незачет» можно пересдать дважды (после неудачного написания в феврале можно написать сочинение и в мае).

Сочинение (изложение) участник пишет в школе, где обучается по программам среднего общего образования. Директор школы в день проведения сочинения распределяет ребят в произвольном порядке по кабинетам. Участники рассаживаются за столы также в произвольном порядке по одному человеку за рабочий стол.

Во время написания сочинения в кабинете присутствует  не менее двух педагогов, членов школьной комиссии, назначенных директором школы. Учителя, привлекаемые к работе в комиссии по проведению сочинения, не являются учителями 11 классов  2017-2018 учебного года.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников, помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:

ручка  (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

лекарства и питание (при необходимости);

орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);

инструкция для участника итогового сочинения (изложения);

черновики;

специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

Публикуются темы итогового сочинения на открытых официальных ресурсахза 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени:

http://ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru)
http://ege55.ru
http://rustest.ru

Продолжительность выполнения — 3 часа 55 минут (235 минут), для участников с ОВЗ увеличивается по их желанию на 1,5 часа. Инструктаж во время написания работы не засчитывается.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени. Если кто-то из ребят опоздал, он будет допущен к написанию сочинения, но отдельных дополнительных инструктажей ему не будет проведено и время написания не будет увеличено.

Пользоваться на сочинении можно орфографическими словарями, которые приготовлены  заранее в каждом кабинете (со своими словарями приходить нельзя). На изложении можно пользоваться заранее приготовленными орфографическими и толковыми словарями.

Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочный.

В случае предоставления сочинения при приеме на обучение в вузы, оно действительно в течение 4-х лет, следующих за годом написания  сочинения.

В целях получения объективных результатов проверять работыбудут эксперты комиссий, созданных на муниципальном уровне.

Что нужно знать про проверку сочинений участникам и их родителям (законным представителям).

К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

Требования к сочинению:

Требование № 1.          «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2.          «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требования к изложению:

Требование № 1.          «Объем итогового изложения»

Рекомендуемое количество слов – 250-300.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2.          «Самостоятельность написания итогового изложения»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложение):

  1. Соответствие теме (Содержание изложения)
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала (Логичность изложения)
  3. Композиция и логика рассуждения (Использование элементов стиля исходного текста)
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность

 

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, и  «зачет» по одному из других критериев.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18 учебного года:

  1. «Верность и измена»,
  2. «Равнодушие и отзывчивость»,
  3. «Цели и средства»,
  4. «Смелость и трусость»,
  5. «Человек и общество».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2017/18 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям,  подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (на родительском собрании этот фрагмент может прокомментировать учитель русского языка и литературы).

Тематическое
направление
Комментарий
1. «Верность и измена»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2016/17 учебного года:«Разум и чувство»; «Честь и бесчестие»; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда»).

Комплект №1

  1. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
  2. Актуально ли понятие чести для современного человека?
  3. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
  4. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
  5. В чём разница между другом и приятелем?

Комплект №2

  1. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
  2. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
  3. Когда поражение закаляет характер человека?
  4. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
  5. Какие качества раскрывает в человеке дружба?

Комплект №3

  1. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
  2. Что означает «идти дорогой чести?»
  3. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
  4. Какие ошибки можно считать непоправимыми?

Как отличить истинную дружбу от ложной?

Комплект №4

  1. Какую роль в жизни человека играют чувства?
  2. Как Вы понимаете слово «честь»?
  3. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
  4. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
  5. Может ли дружба обернуться враждой?

 

45645622_1481554294
21_1477490787

Страницы