Архивы

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы

 

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения.

Цель программы:

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, социальной адаптации, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся.

Задачи программы:

  1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушением развития и степенью его выраженности.
  3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
  4. Осуществление педагогической, психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.
  6. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

соблюдение интересов ребёнка

системность

непрерывность

вариативность

рекомендательный характер оказания помощи.

 

Направления работы

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

—диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка, испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь — май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

 

Механизм реализации программы

Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое и педагогическое сопровождение.

Механизм реализации:

  • Коррекционные группы
  • Индивидуальный и дифференцированный подход
  • Индивидуальное обучение (обучение на дому)

Социальное партнерство:

Городская психолого-медико-педагогическая комиссия

Родительская общественность

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

Программно‑методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно‑развивающие программы (психолога, педагога), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.

Материально‑техническое обеспечение

Материально‑техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально‑технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды образовательного учреждения.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно‑коммуникационных технологий.

Направления работы специалистов

 

Педагогическое сопровождение

Направления

 

                           Задачи    Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическое

1.Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.

2.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться.

3.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД.

 

Изучение индивидуальных карт медико – психологической диагностики.

Анкетирование

. Беседы.

Тестирование.

Наблюдение.

 

Выявление учащихся, имеющих трудности в обучении для создание   «карты проблем»

 

Планирование педагогического сопровождения детей

Коррекционное

 

1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.

2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму.

3.Развитие творческого потенциала учащихся.

4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению;

5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

 

 

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

— поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

— составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

— составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

— контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

— формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

 

Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей.

Формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом.

Усвоение учащимися учебного материала.

Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках ФГОС.

Профилактическое

Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ педагогической коррекции.

 

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским работником школы.

Принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе.

-Осуществление дифференцированного подхода в обучении

— использование в ходе урока стимулирующих и организующих видов помощи.

— осуществление контроля за текущей успеваемостью и доведение информации до родителей.

— привлечение к участию коллективных творческих дел.

— вовлечь в спортивную секцию, библиотеку.

Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка.

 

 

 

 

Психологическое коррекционно – развивающее сопровождение детей с ОВЗ

Направления работы психологической службы с детьми имеющими ОВЗ Основные задачи психологической службы Содержание, формы и методы работы Ожидаемые результаты
Диагностическое
  1. Планирование диагностического этапа
  2. Подборка диагностических методов и методик
  3. Сбор данных – проведение комплексной диагностики уровня развития познавательных процессов и личностного развития учащихся
  4. В результате обработки полученных данных выявить детей с ОВЗ, которые нуждаются в коррекциооно –

развивающих занятиях; которые нуждаются в психопрофилактических мероприятиях.

  1. Составление карты           индивидуального развития каждого учащегося

 

  1. Изучение индивидуальных карт развития учащихся
  2. Наблюдение за учащимися
  3. Анкетирование и тесты
  4. Беседа
  5. Статистическая и качественная обработка полученных данных
  6. Выявление учащихся, имеющих несоответствующий норме уровень познавательного и личностного развития
  7. Составление карт индивидуального развития
  8. Планирование индивидуальной коррекционно – развивающей работы
  9. Планирование групповых психопрофилактических мероприятий
  10. Планирование консультативных и просветительских мероприятий для педагогов и родителей
Коррекционное
  1. Планирование коррекционного этапа
  2. Подборка коррекционно – развивающих методик в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся
  3. Создание условий для развития сохранных функций
  4. Адаптация учащихся с ОВЗ к социуму, учебному процессу
  5. Формирование положительного отношения к обучению, уч. мотивации
  6. Формирование коммуникативных навыков
  7. Формирование механизмов волевой саморегуляции
  8. Коррекционно – развивающие занятия (инд. И групповые) — коррекция отклонений в развитии познавательной, эмоционально-личностной и поведенческой сферы;

 

  1. Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися с исп. методов психокоррекции и методов активного обучения
  2. Формирующий эксперимент
  3. Формирование благоприятного микроклимата

в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно

  1. Арт – терапия, развитие творческих способностей
  2. Работа с родителями и педагогами

 

  1. Оптимизация возможностей детей с ОВЗ
  2. Сглаживание отклонений и нарушений в развитии
  3. Позитивное отношение к себе и окружающим, принятие себя как личности
  4. Высокая учебная мотивации, положительное отношение к школе в целом
  5. Сформированные коммуникативные связи, умение устанавливать дружеские взаимоотношения
  6. Сформированная способность преодолевать трудности
  7. Способность к волевому контролю
  8. Личностный рост
  9. Усвоение учащимися учебного материала.
  10. Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках ФГОС.
Профилактическое
  1. Посторенние прогнозов индивидуального развития, возможных трудностей
  2. Обсуждение перспектив развития с педагогами и родителями
  3. Психопрофилактическая работа с учащимися, педагогами, родителями
  4. Обсуждение программы психологического сопровождения детей с ОВЗ с педагогическим составом, медицинскими работниками, родителями.
  5. Осуществление индивидуального подхода в процессе обучения
  6. Проведение лекций, круглых столов, тренингов для педагогов и родителей
  7. Групповые профилактические занятия с учащимися
1.Предупреждение отклонений и трудностей в развитии учащегося.

  1. Эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса

 

 

 

 

45645622_1481554294
21_1477490787

Страницы