Архивы

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИЯ»

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИЯ»

 

 

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциа- лом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они стро- ятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духов- ного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В силу психологических особенностей развития младшего школь- ника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на осно- ве реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо- мерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащих- ся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении дан- ный предмет может стать опорным для формирования системы уни- версальных учебных действий в начальном звене общеобразователь- ной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем   самым становятся более понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстра- нённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чув- ство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преоб- ражение. Процесс и результат художественно-творческой деятель- ности становится не собственно целью, а, с одной стороны, сред- ством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творя- щего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материаль- ного мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрос- лым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

 

  1. Общая характеристика учебного предмета

 

 

Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с фор- мированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первона- чального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его осно- ве лежит целостный образ окружающего мира, который преломля- ется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаи- мосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ   геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-худо- жественных идей   для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как созда- теля материально-культурной среды обитания, изучение этно- культурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важ- нейших видов речевой деятельности и основных типов учебных тек- стов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практиче- ской деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания обра- за, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художе- ственной выразительности в целях гармонизации форм и кон- струкций, изготовление изделий на основе законов и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каж- дого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную твор- ческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

 

– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

– приобретение навыков самообслуживания; овладение техно- логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

– использование приобретённых знаний и умений для творче- ского решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских (дизайнерских), технологических и организацион- ных задач;

– приобретение первоначальных навыков совместной продук- тивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирова- ния и организации;

– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

 

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. орга- низация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освое- ние новых технологических приёмов, конструктивных особенно- стей через специальные упражнения.

Примерная схема урока. Каждый урок начинается с наблюдения, восприятия предметов материально-культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (коли- чество деталей, их форма, вид соединения), далее – средства художе- ственной выразительности (цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.). Следующий шаг техноло- гический – определение способов обработки материалов для получе- ния планируемого результата. Размышление и рассуждение в ход анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают созда- ние своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбран- ного того или   иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, опреде- ление последовательности практической реализации замысла, реше- ние технико-технологических задач. Практическая манипулятив- ная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов куль- туры труда.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – прак- тическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои вари- анты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ являются упраж-

 

нения по освоению основных технологических приёмов и опера- ций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются зало- гом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие

виды работ:

– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принци- пов и приёмов их создания;

– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);

– решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор   оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

– простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, опреде- ление особенностей конструкции и технологии изготовления изде- лия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработ- ки, реализация замысла с корректировкой конструкции и техноло- гии, проверка изделия в действии, представление (защита) процес- са и результата работы).

 

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами дан- ной местности, другие культурные традиции.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным обра- зом, индивидуальный характер. Но   постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она вклю- чает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отра- жающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные пред- метные знания и умения, а также универсальные учебные дей- ствия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучае- мых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий явля- ется степень самостоятельности, характер деятельности (репро-

 

дуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

 

 

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

 

В связи с тем, что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отво- дить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.

Содержание курса содержит достаточно материала для его реа- лизации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1 или

2 часа в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет от 135 до 270                                                     часов. Занятия проводятся учителем начальных классов.

Содержание курса имеет широкие возможности для его реализа- ции во внеурочное время.

Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология», рабочих тетрадей и мето- дических рекомендаций к ним для каждого класса.

Реализация     программы     требует   от    учителя     творческого подхода          к           отбору                   дидактического        материала,     активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

 

 

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существо- вания живого в природе и материальном мире в целом как вели- чайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отраже- ние в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нрав- ственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохра- нение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

 

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических тради- ций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз- неспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия челове- ческой жизни, потребности творческой самореализации, состоя- ния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, пра- вилами, законами общества, членом которого всегда по всей соци- альной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и сво- бод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудниче- ство народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета*

 

 

Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме.

 

 

Функциональная грамотность

 

 

 

 

 

Метапредметные результаты регулятивные. Коммуникативные. познавательные

личностные результаты

 

 

 

предметные результаты (цели предмета)

 

1-я линия развития чувствовать значение предметов материаль- ного мира (тексты, иллюстрации и задания)

2-я линия развития отношение к миру, событиям, людям и их поступкам (тексты, иллюстрации и задания)

 

 

 

предметная          методика

 

 

– технология про- дуктивной         худо- жественно-твор- ческой деятельно- сти (структура па- раграфов)

– технология оце- нивания (правило самооценивания)

– технология про- дуктивного наблю- дения,        размышле- ния, рассуждения и обсуждения (зада- ния по работе с ил- люстрациями)

– задания для груп- повой работы, груп- повые проекты

 

 

 

 

Комплексные, компетентностные задания в уМК:

– проектные задания (на предметном материале)

– Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном ма-

териале)

 

 

 

 

* В рамках Образовательной системы «Школа 2100» мы предлагаем при составле- нии конспектов уроков при определении их целей (познавательных, развивающих и воспитательных) использовать перечисленные ниже формулировки умений и видов деятельности, которые доступны и понятны не только учителям, но и ученикам, поскольку включены в дневники школьников (хотя и изложены там в более доступ- ной форме).

 

1-й класс

 

Личностными результатами изучения курса «Технология» в

1-м классе является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, собы- тия) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, кото- рые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерца- емых   предметов материальной среды, объяснять своё отно- шение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

–   самостоятельно определять и объяснять свои   чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассужде- ния,      обсуждения,    самые     простые        общие            для      всех             людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных цен- ностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех про- стые правила поведения, делать выбор, какой поступок совер- шить.

Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

 

 

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель   деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстра- цией учебника;

– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;

– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

– учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на   развороте, в оглавлении, в словаре);

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, исполь- зуя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и груп- пировать предметы и их образы;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.

Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в

1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Знать

– виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

– названия и назначение ручных инструментов и приспособле- ния шаблонов, правила работы ими;

– технологическую последовательность изготовления неслож- ных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

– способы разметки: сгибанием, по шаблону;

– способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

– виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно рабо- тать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результа- тов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку дета- лей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

 

2-й класс

 

Личностными результатами изучения курса «Технология» во

2-м классе является формирование следующих умений:

объяснять   свои   чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объ- яснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуж- дать их;

– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой дея- тельности человека-мастера;

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех про- стые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образ- цов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспо- собления и инструменты), осуществлять контроль точности выпол- нения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упраж- нения для открытия нового знания и умения;

 

– добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так   и в предложенных учителем словарях и энцикло- педиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и само- стоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир технических достижений.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение тех-

нологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– договариваться сообща;

– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из

3–4 человек.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными    результатами    изучения      курса     «Окружа- ющий мир» во 2-м   классе является формирование следующих умений:

иметь     представление     об   эстетических  понятиях:    пре- красное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюр- морт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного проис- хождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения состав- ных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

– неподвижный и подвижный способы соединения деталей и со- единительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать поря- док на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

 

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;

реализовывать творческий замысел на основе жанровых зако- номерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

 

3–4-й классы

 

Личностными результатами изучения курса «Технология» в

3–4-м классах является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, собы- тия) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оцени— вать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или пло- хие;

описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произ- ведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализа- ции предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих универсаль- ных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цель урока после предвари- тельного обсуждения;

– уметь с помощью учителя анализировать предложенное зада- ние, отделять известное и неизвестное;

– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учеб- ную проблему;

– под контролем учителя выполнять пробные поисковые дей- ствия (упражнения) для   выявления оптимального решения про- блемы (задачи);

– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

– осуществлять текущий в точности выполнения технологи- ческих операций (с помощью простых и сложных по конфи- гурации шаблонов,             чертёжных   инструментов)        итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктив- ные доработки.

Средством формирования этих   действий служит соблюде-

 

ние технологии продуктивной художественно-творческой деятель- ности;

– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и рабо- ты всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поис- ковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и клас- сифицировать         факты             и                                 явления; определять       причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

– уметь сотрудничать, выполняя различные роли   в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

– уважительно относиться к позиции другого, пытаться догова- риваться.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в

3-м классе является формирование следующих умений:

знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получе- ния объёмных форм – на основе развёртки;

уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чер- тёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), пла- нировать и контролировать выполняемую практическую работу;

 

уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в

4-м классе является формирование следующих умений:

знать о происхождении искусственных материалов (общее пред- ставление), названия некоторых искусственных материалов, встре- чающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выпол- нения задания (от замысла или анализа готового образца до прак- тической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

уметь под контролем учителя реализовывать творческий замы- сел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.

 

 

  1. Содержание предмета

«Технология»

 

 

1-й класс – 33 (66) часов

 

  1. 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль- туры труда. Самообслуживание (6/12 ч.).

Профессии близких; профессии, знакомые детям. Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения

художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созида- тельной, творческой деятельности человека и природе как источ- нике его вдохновения.

Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресур- сов – природные материалы.

Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение мате- риалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотне- сение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

 

  1. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи- ческой грамоты (12/24 ч.).

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пла- стическими материалами (глина, пластилин), природными мате- риалами. Их практическое применение в жизни. Свойства мате-

 

риалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; глад- кость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам – декоративно- художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного мате- риала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных мате- риалов (знание названий используемых инструментов), выполне- ние приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема

(их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (пони- мание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формоо- бразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение     деталей                           отрыванием,                           резанием       ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием.   Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисова- нием, аппликацией, прямой строчкой.

Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно- художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).

 

  1. 3. Конструирование (15/30 ч.).

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных мате-

риалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисун- ку.   Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.

 

  1. 4. Использование информационных технологий.

(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)

Технико-технологические понятия: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клее- вое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.

 

2-й класс – 34 (68) часов

 

  1. 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль- туры труда. Самообслуживание (6/12 ч.).

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека.

Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).

 

Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные мате- риалы.

Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, техно- логия изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение      в     проектную       деятельность,       доступные     простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенно- го замысла, поиск   доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудниче- ства.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использовани- ем чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

 

  1. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи- ческой грамоты (17/34 ч.).

Исследование элементарных свойств материалов: картон, гоф- рокартон, ряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направ- ление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канце- лярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: размет- ка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональ- ная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инстру- ментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными

строчками (варианты прямой строчки).

 

  1. 3. Конструирование (11/22 ч.).

Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объ- ёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейше- му чертежу или эскизу. Биговка.

  1. 4. Использование информационных технологий (4/8 ч.).

Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисование на компью- тере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др.).

Технико-технологические  понятия:    конструкция,     чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соедине- ние деталей.

 

 

3-й класс – 34 (68) часов

 

  1. 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль- туры труда. Самообслуживание (6/12 ч.).

Традиции и   творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие пред- мета (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложен- ного замысла, поиск доступных средств выразительности, выпол- нение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изде- лия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (соци- альный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие

результата работы художественному замыслу).

Самообслуживание – пришивание пуговиц.

 

  1. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи- ческой грамоты (14/32 ч.).

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.

 

Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток неслож- ных форм (достраивание элементов).

Вырезывание отверстий на деталях.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зави- симости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помо- щью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).

 

  1. 3. Конструирование (10/20 ч.).

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его кон- структивных особенностей: формы, способов соединения, соедини- тельных материалов. Изготовление и конструирование из объём- ных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материа- лов по заданным конструкторско-технологическим и художествен- ным условиям. Рицовка.

 

  1. 4. Использование информационных технологий (4/8 ч.).

Современный информационный мир. Работа с доступной инфор- мацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сфе- рах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в

Интернете*, просмотр информации на DVD. Создание проектов

домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).

Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).

 

 

4-й класс – 34 (68) часов

 

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культу- ры труда. Самообслуживание (4/8 ч.).

Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в тех- нике (машины, бытовая техника) и   искусстве (архитектура, мода).

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и худо- жественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графиче- ской грамоты (10/20 ч.).

Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.

 

* Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материальными возможностями школы, класса. Допускается изучение этой темы на факультативе во внеучебное время.

 

Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельно- сти человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вари- антами (тамбур, петля в прикреп и др.).

  1. 3. Конструирование (12/24 ч.).

Конструирование и моделирование изделий из разных материа- лов по заданным конструкторско-технологическим и художествен- ным условиям.

 

  1. 4. Использование информационных технологий (8/16 ч.).

Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.

Технико-технологические понятия: конструктивные особенно- сти, технологический процесс, технологические операции.

 

VII. Тематическое планирование

и основные виды деятельности учащихся

 

1-й класс

 

Раздел Темы Примерное коли- чество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю 2 часа в неделю
Люди и их дела Мастера и их работа 1 1

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать ко н ст рук то рс ко — тех но -л ог и- ческие и декоративно-худо- жественные особенности пред- лагаемых изделий

С помощью учителя

– выполнять простейшие иссле- дования (наблюдать, сравни- вать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физиче- ские и технологические свой- ства, конструктивные особен- ности используемых инстру- ментов, приёмы работы освоен- ными                приспособлениями           и инструментами;

анализировать предлагаемые задания: понимать поставлен- ную                цель,         анализировать конструкторско-технологи- ческие и декора-тивно-худо- жественные   особенности пред- лагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

– осуществлять практический поиск и открытие нового зна- ния и умения; читать графиче- ские изображения (рисунки);

воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необхо- димости) на графические изобра- жения, соблюдая приёмы безо- пасного и рационального труда;

планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, зада- чами, особенностями выполня- емого задания;

С помощью учителя и под его контролем         организовывать свою деятельность: подготавли- вать своё рабочее место, рацио- нально размещать материалы и инструменты,   соблюдать приё- мы безопасного и рационально- го труда.

С помощью учителя

Собираем осенние листья (конструиро- вание) 1 2
Работаем с природными материалами Рабочее место. Чудеса из листьев (конструирование, наклеивание) 1 2
Игрушки из природ- ных материалов (кон- струирование, соеди- нение) 1 2
Птичка-невеличка (конструирование, соединение) 1 2
Медвежонок Миша (конструирование, соединение) 1 2
Работаем с пластилином Рабочее место. Непослушный цыплёнок (конструи- рование) 1 1
Дымковские игруш- ки (конструирование) 1 3
Резвая лошадка (кон- струирование) 1 1

Весёлый музыкант

(конструирование)

1 2
Работаем с цветной бумагой Рабочее место. Твой помощник ножницы (инструменты, мате- риалы) 1 2
Аленький цветочек (отрезание, наклеи- вание) 1 2
Салфетка с узорами (вырезание, соедине- ние) 1 1
Салфетка под чашку (вырезание, соедине- ние) 1 1

 

 

Раздел Темы Примерное коли- чество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю 2 часа в неделю
Работаем по шабло- ну Мозаика (шаблон, вырезание, конструи- рование) 1 3

– осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или   заданию, с помо- щью шаблона);

оценивать результат своей деятельности: точность изго- товления деталей, аккуратность выполненной работы; прини- мать участие в обсуждении результатов деятельности одно- классников;

обобщать (осознавать и фор- мулировать) то новое, что усво- ено.

С помощью учителя:

–     моделировать          несложные изделия с разными конструк- тивными        особенностями         по образцу и его рисунку;

– определять особенности кон- струкции, подбирать соответ- ствующие материалы и инстру- менты.

Скоро Новый год (резание, наклеива- ние) 1 2
Учимся аккуратно наклеивать детали В лесу родилась ёлоч- ка (разметка, сборка) 1 2
Снеговичок (размет- ка, сборка) 1 2
Сгибаем и склады- ваем бумагу Рабочее место. Симметрия (сгиба- ние, складывание) 1 3

Весёлые снежинки

(складывание)

1 1
Что узнали. Чему научились 1 1
Конструируем и моделируем Изделие и его кон- струкция (конструи- рование) 1 2

Работаем с набором

«Конструктор» (кон- струирование)

 

 

 

 

1

2
Подвижное и непод- вижное соединение деталей (конструиро- вание) 2

Модель самоката

(конструирование)

1 2
Подарок к Дню защитника Отечества (разметка, сборка, отделка) 1 1
Искусство оригами (конструирование, складывание) 1 5

Подарок к Дню

8 марта (разметка, сборка, отделка)

1 1

Быстрые самолёты

(конструирование)

1 2

 

 

Раздел Темы Примерное коли- чество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю 2 часа в неделю
Знакомимся с тканью и нитками Рабочее место. Учимся шить и вышивать (приёмы подготовки к шитью) 1 2
Иглы и игольницы (инструменты, соеди- нение разных мате- риалов) 1 1
Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) 2 6
Что узнали. Чему научились 1 1
Итого 33 66

 

 

2-й класс

 

Раздел Темы Примерное коли- чество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю 2 часа в неделю
Вспомни, подумай, обсуди 1 1

наблюдать конструкции и обра- зы объектов природы и окружа- ющего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблю- дать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их     виды, физические и технологические свойства, конструктивные особен- ности используемых инструментов;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предме- тов быта и осознавать их связь с выполняемыми           утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладныхизделий, называть используемые для руко- творной деятельности материалы; С помощью учителя

– исследовать конструкторско- технологические и   декоративно- художественные            особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения          задач        прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

– искать, отбирать и использо- вать необходимую информацию (из учебника и других справоч- ных и дидактических материа- лов), материалы, инструменты;

1 Сооружения Древнего Египта (разметка по шабло- ну, конструирование из можулей) 1

 

 

 

 

 

 

 

10 – 12

Долина пирамид Египта (проектирова- ние) 1
Мастера Египта (кон- струирование, лепка) 2
Одежда древних египтян (разметка по шаблону, конструи- рование) 2
2 В гостях у Деда Мо- роза (моделирование) 1

 

 

 

 

 

 

 

6 – 8

Терем Деда Мороза

(конструирование)

1
Дед Мороз (разметка по шаблону) 1
Снегурочка (размет- ка по шаблону) 1
Ёлочные игрушки из пирамидок (шаблон, конструирование из модулей) 1

 

 

Раздел Темы Примерное коли- чество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю 2 часа в неделю
3 Ёлочная гирлянда «флажки» (разметка по линейке) 1

 

 

 

 

 

6

– осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

– воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необхо- димости) на графические изобра- жения, соблюдая приёмы безо- пасного и рационального труда;

– планировать последовательность практических действий для   реа- лизации поставленной задачи;

– с помощью учителя и под его кон- тролем организовывать свою дея- тельность: работать в малых груп- пах, осуществлять сотрудничество;

– осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие           предложенному образцу или задания), и коррек- тировку хода работы и конечного результата;

оценивать результат своей дея- тельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнен- ной работы;

обобщать (осознавать и форму- лировать) то новое, что усвоено.

С помощью учителя

– сравнивать различные виды кон- струкций и способы их сборки;

– моделировать несложные изде- лия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);

– конструировать объекты с учё- томтехническихихудожественно- декоративных условий: опреде- лять особенности конструкции;

– участвовать в совместной творче- ской деятельности при выполне- нии учебных практических работ и реализации несложных проектов;

– осуществлять самоконтроль;

– обобщать (осознавать и форму- лировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

С помощью учителя

– наблюдать мир образов на экра- не компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео);

– наблюдать, сравнивать, сопо- ставлять материальные и инфор- мационные объекты;

– выполнять предложенные на цифровых носителях задания.

Снежинки из бумаж- ных полосок (размет- ка по линейке, кон- струирование из модулей) 1
Ёлочный фонарик (разметка по линей- ке) 1
Что узнали, чему научились 1 1
4 Освоение компьютера (материал в рабочей тетради) 4 8
5 Сооружения Древней Греции и Рима (раз- метка по угольнику, макетирование) 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14–16

Скульптуры и скуль- пторы (конструиро- вание, лепка) 1
Посуда древней Греции (копирова- ние) 1
Римские и Греческие воины (конструиро- вание лепка) 1
Одежда древних рим- лян и греков (обра- ботка ткани) 1
Макет Акрополя (конструирование, проектирование) 1
6 Изготавливаем книжку (комплекс- ная технология) 1 2–4
Жилища наших предков (конструиро- вание) 1 2

История пуговицы

(отделка)

2

 

 

 

10–12

Украшение одежды. Вышивки (отделка) 2
Пришивание пуговиц с дырочками (отдел- ка) 1
Проверь себя. Что узнали и чему научи- лись во 2-м классе 1 1
Итого 34 68

 

3-й класс

 

Раздел

 

 

Темы

Примерное количество часов

 

Основные виды учебной деятельности учащихся

1 час в неделю 2 часа в неделю

Вспомни, подумай, обсуди.

Архитектор, модельер, мастер игрушек

Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель (конструирование).

 

1

 

1

Под руководством учителя:

— коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

— ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возника-ющих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения.

Самостоятельно:

— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их виды, физические и технологические свойства;

-конструктивные особенности используемых инструментов.

С помощью учителя:

— создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

— отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

— воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;

— участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;

— обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

С помощью учителя:

— проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;

— обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

С помощью учителя:

— наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.

— исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;

— использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом;

— планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации;

— осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;

— обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

 

Учимся работать циркулем

Учимся работать циркулем (разметка чертёжным инструментом)

 

1 2
От   замысла к изделию

От замысла к изделию (проектирование, конструирование)

 

2 4
Отражение жизни в изделиях мастеров

Народные промыслы (проектирование, конструирование, технология обработки)

 

2 — по выбору 2

Изготавливаем панно (проектирование, конструирование, технология обработки)

 

2
Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки) 2
Фантазия в изделиях мастеров Лепим из теста (проектирование, конструирование) 2 2–4
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем (проектирование, конструирование, построение развёрток) 4 4–6
Готовимся к Новому году Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технология обработки) 2 2-4
  Проверь себя
Готовим праздники Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технология обработки) 1 2
Букет к 8 Марта (проектирование, конструирование, технология обработки) 1 2
О чём могут рассказать игрушки Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки)

2–4

— по выбору

2–6
Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) 2–4
Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) 4–8
Учимся вышивать крестом (технология обработки) 2 4–6
Средние века Тканые изделия (проектирование, конструирование, технология обработки) 1 2
Средневековые технологии (проектирование, конструирование, технология обработки)

 

1

1–2
Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование) 2 2–4
Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки) 1–2 1–2
Проверь себя
Делаем книгу на компьютере

Текстовые редакторы.

Сохраняем документ.

Открываем сохранённый текст.

Готовим брошюру.

Добавляем текст.

Оформляем текст.

Печатаем брошюру.

8 8–14
Итого 34 68

 

4-й класс

 

 

 

Разделы

 

 

Темы

 

 

Примерное количество

часов

 

Основные виды учебной деятельности учащихся

1 час в неделю

2 часа

в неделю

Вспомни.

Одежда и мода

Вспомни. Одежда и мода 1 1

Под руководством учителя

– коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Самостоятельно:

– проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

анализировать конструкторско-технологические и декоративно-

художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических

результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

– осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;

– анализировать и читать изученные графические изображения

(рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

– создавать мысленный образ до-ступного для изготовления объекта с учётом поставленной достижимой конструкторско-технологи-ческой задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;

– воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

– отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

– планировать предстоящую до-ступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;

– организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы без-опасного и рационального труда;

– работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

– осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

– оценивать результат своей деятельности и одноклассников;

– обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготавливаем и одеваем куклу Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки) 4–6

4–8

 

Учимся вышивать (волшебные строчки) (технология обработки) 2

2–4

 

Книга в жизни человека Ремонтируем книги (технология обработки) 1–2 4
Книга о книге (проектирование, конструирование, технологии обработки) 1–2 4–6
Конструкция От простой конструкции к сложной (проектирование, конструирование)

1–2

 

2–4
Готовимся к Новому году Изготавливаем календарь (проектирование, конструирование, технологии обработки) 2

4–6

 

Проверь себя
Ритм в работах мастеров Создаем панно (проектирование, конструирование, технологии обработки) 1–2 4–8
Ритм в декоративно-прикладном искусстве Составляем композиции панно (проектирование, конструирование, технологии обработки) 1–2

2–4

 

Материал и фактура Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии обработки) 1–2 2–4
Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки) 1–2 2–4
Учимся работать с хрупкой фактурой (проектирование, технологии обработки) 1 1–2
Образ нового человека Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения» (проектирование, конструирование, технологии обработки) 1–2 2–4
Из тьмы явился свет Выполняем модель геликоптера (конструирование, технологии обработки) 1 2
Работаем с конструктором (конструирование) 1 2–4
Для любознательных Михаил Васильевич Ломоносов (проектирование) 1 1–2
  Проверь себя
Мир информации Фотография. Изготавливаем фотоколлаж 1

2–4

 

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет

Программы для презентаций.

Выбор цветового оформления.

Сохранение книги.

Добавление пустой страницы.

Добавление текста.

Добавление вариантов.

Просмотр книги.

8–12 10–16
Итого 34 68

 

 

 

VIII. Рекомендации по оснащению учебного процесса

 

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безо- пасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

– учебники:

  • О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1, 2, 3, 4-го класса;
  • Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику «Технология»»

для 1, 2, 3, 4-го классов.

– индивидуальное рабочее место (которое может при необходимо- сти перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

– простейшие инструменты и приспособления для ручной обработ- ки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль,

 

шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для

кистей, коробочки для мелочи*;

– материалы для изготовления изделий, предусмотренные про- граммным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофриро- ванный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, при- родные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер,

наборы «Конструктор» **;

– специально отведённые места и приспособления для рациональ- ного размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки,

укладки, подставки, папки и пр. ***

 

  1. Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся

 

Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это способствует возрожде- нию ценных традиций, в частности, семейного творчества, объедине- ния школьников разновозрастных групп по интересам и т.д.

Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творче- ской и проектной деятельности могут быть реализованы во внеуроч- ное время в следующих вариантах форм:

1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздни- ках и выставках;

2) кружки, творческие группы и клубы по интересам:

а) художественно-прикладные региональной направленности,

б) художественно-прикладные общего характера (оригами, художе- ственной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки, бисероплете- ния, «Юный скульптор», «Золотая соломка», «Книжкина больница»,

«Куклы народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения – свои- ми руками», «Подарки и сувениры», «Театр на столе» и т.п.);

3) олимпиады, конкурсы, выставки, праздники труда;

4) театральные постановки (с использованием кукол, масок, деко- раций, сделанных своими руками);

5) общественно полезные дела для класса, образовательного учреж- дения, района (например, оформление классов, школьных рекреа-

 

* В дополнение к данному списку могут потребоваться несложные инструменты для некоторых работ, предусмотренных в авторских учебно-методических комплек- тах (например, ручки старых кистей, палочки и пр.).

** Вопрос о приобретении наборов «Конструктор» ввиду их возможной высокой стоимости решается учителем совместно с родителями учащихся, исходя из конкрет- ных условий и с учётом рекомендаций, предлагаемых авторами конкретных учебно- методических комплектов.

*** Исходя из условий и возможностей, все необходимые приспособления могут или покупаться, или изготавливаться из различных коробок и другого утилизиро- ванного материала.

 

ций, изготовление игрушек для дошкольников, подарков для ветера- нов, участие в оснащении и оформлении площадок и т.п.);

6) факультатив по освоению компьютера и доступных компьютер- ных программ (в рамках Федерального стандарта);

7) доступная проектная деятельность.

Предложенные формы не являются окончательными и обязатель- ными. Выбор форм и содержания внеурочной работы зависит от тра- диций и особенностей региона (территории), решаемых задач и содер- жательного направления деятельности образовательного учрежде- ния, квалификации педагогических кадров.

 

  1. Проектная деятельность в курсе «Технология»

 

Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у уча- щихся способностей к творческой деятельности. В процессе выпол- нения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, раз- виваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализа- ции.

Проект на уроках технологии – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточ- ные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие твор- ческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), ком- плексная работа, социальная помощь.

В курсе технологии проекты по содержанию могут быть техноло- гические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Проекты выполняют, начиная со второго класса. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем боль- ше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Поэтому для второклассников больше подходят небольшие творческие работы, объединённые общей темой.

В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско- технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие                                     и           решение         соответствующих                                практико- технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

 

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности явля- ется первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мыс- ленному прогнозированию, создание замысла (относительно воз- можного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критери- ем успешности выполненного проекта является соблюдение в изде- лии (деятельности) требований или условий, которые были выдви- нуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, прояв- лением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству

других.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ (примерные схемы)

 

 

Технологический проект

 

1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен про- ект?
  1. Сделать подарок.
  2. Подготовиться к празднику.
  3. Что-то другое…
Что будем делать?
  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.
Как делать?
  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. 2.     Продумываем возможные конструкторско- технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.

 

 

2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
  1. Распределяем роли или обязанности (в коллек- тивном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления

(в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

 

Информационный проект

 

1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
  1. Выступить перед школьниками.
  2. Выступить перед взрослыми.
  3. Что-то другое…
Что будем делать?
  1. Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
  2. Определяем форму подачи информа- ции (сообщение, доклад, альбом, стен- газета, компьютерная презентация).
  3. Выполняем зарисовки, схемы, эски- зы оформления.
  4. Выбираем лучший вариант.
Как делать?
  1. Решаем, где искать информацию.
  2. Продумываем возможные проблемы и их решение.
  3.   Подбираем материалы, инструмен- ты, технические средства.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
  1. Распределяем роли или обязанности

(в коллективном, групповом проекте).

  1. Ищем и отбираем нужную информа- цию (журналы, книги, энциклопедии).
  2. 3. Оформляем информационный про- ект.
  3. 4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформле- ние).
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как работали над замыслом.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

 

Примерные темы проектов

(внеурочная деятельность)

 

  1. Мир техники и искусства
  2. Волшебный мир космоса.
  3. Космонавты рисуют космос (например, творчество А. А. Лео- нова).
  4. Лунный город.
  5. Компьютеры в моём доме.
  6. Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на автозаводе, в метро и т.п.).
  7. Человек поднялся в воздух.
  8. Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступно- го объекта, в том числе технического).
  9. Художник и будущее.
  10. 9. Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).
  11. Сказка подводного мира.
  12. Что подсказала природа мастеру, художнику.
  13. Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.).

И другие.

 

  1. Мир профессий
  2. Кем работают мои родные.
  3. Профессии моего рода.
  4. Кем я хочу быть?
  5. Опасные профессии.
  6. Добрые профессии.
  7. Сладкие профессии.
  8. Строгие профессии.
  9. Музыкальные профессии.
  10. Людям каких профессий нужны краски?
  11. Поэты о труде крестьянина.
  12. Кто делает города (сёла, деревни) красивыми?
  13. Что произойдёт, если исчезнет профессия… (название профес- сии)?
  14. Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия?
  15. История моей рубашки (брюк, носков, репродукции …) И другие.

 

III. Из истории техники и технологий

  1. История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).
  2. 2. История происхождения любого предмета из детского окружения.
  3. Какие бывают часы (о декоративном оформлении или о видах часов)?
  4. История телевизора (радио, видео). И другие.

 

  1. Великие изобретатели и учёные
  2. Тульский мастер Левша.
  3. О чём мечтал К.Э. Циолковский.
  4. С.П. Королёв и освоение космоса.
  5. Кто изобрёл радио?
  6. Кто изобрёл компьютер? И т.п.
  7. Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи.
  8. Открытия М.В. Ломоносова.
  9. Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.
  10. Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике. И другие.

 

 

  1. Праздники и традиции
  2. 1. Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, произ- водств).
  3. Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
  4. История нашего Кремля (городской крепости).
  5. Исторические здания моего города.
  6. Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костю- мы).
  7. День рождения в нашем классе.
  8. Новогодняя мастерская.
  9. День защитника Отечества.
  10. 8 Марта.
  11. Масленица.
  12. День Победы. И другие.

 

  1. Социальные проекты*

Направления деятельности:

  1. Спектакли для малышей.
  2. Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом).
  3. Участие в праздниках детских садов.
  4. Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по сосед- ству.
  5. Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвали- дов (изготовление подарков, концерты).
  6. Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов. И другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Носят рекомендательный характер. Выполняются по усмотрению учителя под его руководством и при активном участии родителей.

45645622_1481554294
21_1477490787

Страницы