Архивы

ПРОГРАММА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина

ПРОГРАММА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина
I. Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирова- ние предметных и универсальных способов действий, обеспечиваю- щих возможность продолжения образования в основной школе; вос- питание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сфе- рах личностного развития – эмоциональной, познавательной, само- регуляции) реализуются в процессе обучения по всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освое- ния всех остальных предметов, как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Физическая культура совместно с другими предметами решают одну из важных проблем – проблему здоровья ребёнка.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укре- пляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваива- ются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы по физической куль- туре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация дан- ной цели связана с решением следующих образовательных задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физиче- ских качеств и повышения функциональных возможностей жизнео- беспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посред- ством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и тех- ническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физиче- ском развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досу- га;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагруз- кой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
– реализацию принципа вариативности, обосновывающего плани- рование учебного материала в соответствии с половозрастными осо- бенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные пло-

щадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условия- ми и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяю- щего распределение учебного материала в конструкции основных ком- понентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
– соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестно- му» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планиро- вание учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перево- да учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
– расширение межпредметных связей, ориентирующих планиро- вание учебного материала на целостное формирование мировоззре- ния учащихся в области физической культуры, всестороннее раскры- тие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе актив- ного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных меро- приятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультур- ной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» спо- собствует развитию лично–стных качеств учащихся и является сред- ством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в мета- предметных результатах образовательного процесса и активно про- являются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходя- щих за рамки предмета «Физическая культура».
II. Общая характеристика учебного предмета

Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати- двадцатилетней давности любознательностью и большей информиро- ванностью, при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и соци- альные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность двигаться в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.
В соответствии с Примерной программой по физической культуре и внесёнными изменениями в начальной школе на предметную область «Физическая культура» предусматривается 405 ч. Из них 12 ч выделяется на раздел «Знания о физической культуре», 12 ч – на раздел «Способы физкультурной деятельности» и 246 ч – на раздел
«Физическое совершенствование» (первая часть). Во второй части предусматривается 135 ч. Авторы поддерживают такое распределе- ние часов, при котором основной формой проведения уроков в началь- ной школе становится двигательная деятельность.
Однако при таком распределении часов (12 ч+12 ч) невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа

жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Поэтому учебники «Физическая культура» позволяют учащимся работать самостоятельно и совместно с родителями. Кроме того, для решения этих задач учебники «Физическая культура» реали- зуют деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:
а) Принцип обучения деятельности. Учебники «Физическая куль- тура» опираются на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном откры- тии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достиже- ния в соответствии с планом.
б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельно- сти. В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяю- щие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем ребята решают жиз- ненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изуче- ния материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках
«Физическая культура» это поддерживается специальным методиче- ским аппаратом, нацеленным на технологию проблемного диалога. Начиная с 2–3-го классов введены проблемные ситуации, стимули- рующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализа- ции необходимых знаний, приведён вывод, к которому должны прий- ти на уроке ученики. Деление текста на рубрики позволяет научить школьников составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.
В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают соче- тание личностных, метапредметных и предметных результатов обу- чения. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» использу- ется технология оценки учебных успехов, при которой школьники принимают активное участие в оценке своей деятельности и выстав- ления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС ученики должны чётко знать и понимать цели своего образова- ния, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают. Поэтому личностные и метапредметные результаты перечислены в дневнике школьника Образовательной системы «Школа 2100».
Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и комму- никативных универсальных учебных действий.
Для формирования представлений о здоровом образе жизни и целостной картины мира, а также реализации межпредметных свя-

зей учебники «Физическая культура» построены с учётом содержа- ния учебников «Окружающий мир» (Образовательная система
«Школа 2100»). В курс «Окружающий мир» интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведе- ние, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, что позволяет не только сэкономить время, но и дать возможность ребён- ку убедиться в необходимости быть здоровым.
Единое построение программ Образовательной системы «Школа
2100» помогает сформировать сравнительно полную картину мира и позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Бессмысленно начинать пытаться ученику рассказывать незнако- мые для него вещи. Он может быть даже заинтересоваться, но не смо- жет соединить эти новые знания со своим опытом. Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой двигательный опыт. Человек должен научиться понимать окружаю- щий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приу- чается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмыс- ления своего двигательного опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии изменениями, внесёнными в федеральный базис- ный учебный план курс «Физическая культура», изучается с 1-го по
4-й класс по три часа в неделю. Программный материал делится на две части. Общий объём учебного времени составляет 405 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумно- жение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохране-

ние жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребён- ка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преем- ственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человече- ской жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части миро- вого сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаи- модействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника- ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять свои- ми эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объ- ективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требова- ний её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, органи- зации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетиче- ские признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эта- лонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослы- ми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физиче- ской культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, харак- теризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстни- кам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважи- тельно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по разви- тию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффек- тивно их исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигатель- ного действия разными учениками, выделять отличительные призна- ки и элементы;
– выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, при- менять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

VI. Содержание учебного предмета

Примерное распределение программного материала

Разделы программы 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
I часть – 270 ч. 67 ч. 68 ч. 68 ч. 67 ч.
Знания о физической культуре – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Способы физкультурной деятельности – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Физическое совершенствование – 246 ч.:
1. Физкультурно-оздоровительная деятель- ность – 8 ч.
2. Спортивно-оздоровительная деятельность –
238 ч.
– гимнастика с основами акробатики –
64 ч.
– лёгкая атлетика – 50 ч.
– лыжные гонки – 48 ч.
– плавание – 22 ч.
– подвижные и спортивные игры – 54 ч.
– общеразвивающие упражнения 61 ч.
2 ч.

16 ч.

14 ч.
12 ч.

17 ч. 62 ч.
2 ч.

16 ч.

15 ч.
12 ч.

17 ч. 62 ч.
2 ч.

16 ч.

11 ч.
12 ч.
11 ч.
10 ч. 61 ч.
2 ч.

16 ч.

10 ч.
12 ч.
11 ч.
10 ч.
II часть – 135 ч. 32 ч. 34 ч. 34 ч. 35 ч.
1. Подвижные игры с элементами спорта:
– подвижные игры на основе баскетбола –
94 ч.
– подвижные игры на основе мини-футбо- ла – 94 ч.
– подвижные игры на основе бадминтона
– 94 ч.
– подвижные игры на основе настольного тенниса – 94 ч.
– подвижные игры и национальные виды спорта народов России – 94 ч.
– плавание – 94 ч.
– по выбору учителя – 94 ч.
2. Подготовка и проведение соревнователь- ных мероприятий – 41 ч. 22 ч.
10 ч. 24 ч.
10 ч. 24 ч.
10 ч. 24 ч.
11 ч.
Итого: 405 ч. 99 ч. 102 ч. 102 ч. 102 ч.

Первая часть (270 ч.) состоит из следующих разделов:
Знания о физической культуре
Физическая культура (4 ч.). Физическая культура как система раз- нообразных форм занятий физическими упражнениями по укрепле- нию здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передви- жения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физиче- скими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры (4 ч.). История развития физиче- ской культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения (4 ч.). Физические упражнения, их влия- ние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагруз- ка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия (4 ч.). Составление режима дня. Вы- полнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражне- ний для формирования правильной осанки и развития мышц тулови- ща, развития основных физических качеств; проведение оздоровитель- ных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физи- ческой подготовленностью (4 ч.). Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сер- дечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения (4 ч.). Организация и проведе- ние подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (8 ч.). Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхатель- ных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики (64 ч.). Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строе- вых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения приклад- ного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переполза- ния, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика (50 ч.). Беговые упражнения: с высоким поднима- нием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направле- нием движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражне-

ния: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки (48 ч.). Передвижение на лыжах разными способа- ми. Повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Плавание (22 ч.). Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование дыхания, работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.
Подвижные и спортивные игры (54 ч.). На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координа- цию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски;
упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр: футбол – удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча;
броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физиче- ских качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включени- ем широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, ска- калкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплек- сы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и про- гибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых пре- пятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игро- вой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирова- ние малыми предметами; преодоление полос препятствий, включаю- щих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упраж-

нения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; ком- плексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплек- сы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туло- вища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в рабо- ту основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимна- стический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исхо- дных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; уско- рение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля тен- нисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положе- ний, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интен- сивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интен- сивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоско- ков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набив- ного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой под- вешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгива- ние с последующим спрыгиванием.

На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы обще- развивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме уме- ренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тре- нировочных дистанций.
На материале плавания
Развитие выносливости: повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску; повторное скольжение на груди с задержкой дыха- ния; повторное проплывание отрезков одним из способов плавания.
Вторая часть (135 ч.) определяется образовательным учреждением и состоит из следующих разделов:
Подвижные игры с элементами спорта (94 ч.).
Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и националь- ные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учё- том возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.
Подвижные игры на основе мини-футбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.
Подвижные игры на основе бадминтона.
Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и воланом, передачи волана на расстояние.
Подвижные игры на основе настольного тенниса.
Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и мячом, набивание мяча, передачи мяча, накат по диагонали.
Подвижные игры и национальные виды спорта народов России.
Развитие физических качеств. Определяется исходя из националь- но-региональных особенностей содержания образования.
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (41 ч.). Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвиж- ные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить зна-
ния и умения, полученные на уроках по физической культуре.

VII. Работа с учебниками по «Физической культуре»

Большая часть учебного времени отводится практическим занятиям по физической культуре. Это правильно: на уроках физической культу- ры ребёнок должен двигаться, а не сидеть за партой и читать учебник.

Поэтому авторы не стали загружать страницы учебника большим объё- мом текста, сложными знаниями. Авторский замысел предполагает самостоятельное решение учителя в работе с учебником: порядок изуче- ния тем, объём изучаемого материала, способ его подачи. Авторы хоте- ли, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он смог закрепить знания, полученные на уроках физической культуры. Поэтому вопросы и про- блемные ситуации должны стать предметом обсуждения, совместного действия с родителями в семье (прогулки, походы, игры).
Задача взрослых сделать так, чтобы урок физической культуры стал интересным и помог открыть ребёнку удивительный и прекрас- ный мир движения, который стал бы неотъемлемой частью его жизни.
Учебники «Физическая культура» состоят из двух книг и четырёх частей. Книга первая, часть 1 – «Школьник и физкультура» (12 тем и приложение) – посвящена не просто знакомству ученика с образова- тельной областью «Физическая культура», но и подводит ребенка к выводу, что двигательная деятельность занимает очень важное место в жизни школьника. С помощью рисунков и вопросов к ним ребёнок, рассуждая, самостоятельно находит ответы на вопросы: «Зачем нужно двигаться?» (с. 8), «Зачем нужен режим дня?» (с. 12), «Как выполнять зарядку и физкультминутки?» (с. 14-17). В первой части учебника предлагается провести в классе соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», а также выполнить вместе с близкими проект
«Спортивный фотоальбом». Выполняя этот проект, ребёнок знако- мится с видами спорта, которыми увлекаются члены его семьи.
Книга первая, часть 2 – «Как стать чемпионом» (13 тем и приложе- ние) – посвящена знакомству учеников с основными физическими качествами человека и основными видами движений. В рамках про- блемного обучения ученикам предлагается чёткий план работы, алго- ритм, с помощью которого он сможет самостоятельно познакомиться с физическими качествами человека и с видами движений, ответить на вопросы «Зачем они необходимы человеку?» и «Как их развить?». Во второй части учебника детям также предлагается занимательный материал, помеченный заголовком «Для любознательных», который помогает расширению кругозора и формированию у ребёнка целост- ной картины мира. Для взаимодействия ребёнка с родителями пред- лагается проект «Я и мой папа (моя мама) – чемпионы!».
Книга вторая, часть 3 – «Ты и спорт» (13 тем и приложение) – посвящена истории развития физической культуры и спорта, пока- зывает тесную связь физической культуры с трудовой и военной дея- тельностью. С помощью проблемных ситуаций, созданных в учебни- ке, ребенок отвечает на вопросы: «Как появились физические упраж- нения?», «Каким должен быть защитник Родины?», «Откуда появи- лись Олимпийские игры?» и др. Знакомясь с историей физической культуры и спорта нашей страны, ребёнок узнает, что такое ГТО и ДОСААФ, какую роль они сыграли в истории государства и почему достижения спортсменов – это гордость страны. Знакомясь с видами спорта и спортивными играми, дети узнают, в чём их отличие. Несколько тем под общим названием «Путешествуя, играем» не про- сто знакомят детей с играми народов мира и России, но и выстраива- ют тесную связь с большим разделом предметной области
«Окружающий мир». Для совместной работы ребёнка и семьи в тре-

тьей части предлагаются два проекта «Спортивное генеалогическое древо моей семьи» и «Во что играли наши бабушки».
Книга вторая, часть 4 – «Я – сам (Как быть здоровым)» (12 тем и при- ложение) – посвящена самостоятельной деятельности и контролю за физическим развитием, физической подготовленностью и основам фор- мирования здорового образа жизни. Этот практический раздел тесно связан с освоением знаний и способов двигательной деятельности. В дан- ном разделе школьники учатся элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах. Многие темы 4-й части связаны и с формированием основ здорового образа жизни: «Как укрепить органы дыхания?», «Зачем нужно закаляться?», «Зачем нужны полезные привычки?», «Как оборудовать дома спортивный уго- лок?», «Зачем соблюдать правила в игре?», «Как собраться в поход?».
Авторский замысел предполагает самостоятельное решение учите- ля в работе с учебником: порядок изучения тем, объём изучаемого материала, способ его подачи. Нам хотелось, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он смог закрепить знания, полученные на уроках физической культуры. Поэтому вопросы и проблемные ситуации должны стать предметом обсуждения, совместного действия с родите- лями в семье (прогулки, походы, игры).
Задача взрослых сделать так, чтобы урок физической культуры стал интересным и помог открыть ребёнку удивительный и прекрас- ный мир движения, который стал бы неотъемлемой частью жизни ребёнка.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»

Начальное образование существенно отличается от всех последую- щих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образо- вательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спец- ификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физи- ческого воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соот- ветствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудова- ния. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они долж- ны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Наличие дополнительных помещений для уроков по физической

культуре позволит расширить возможность реализации вариативной части программы.

Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по физической культуре издательства «Баласс».

• Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учеб- ники, книга 1 для 1–2-го кл., книга 2 для 3–4-го кл.
Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, В.Э. Цандыков
Пояснительная записка
к тематическому планированию
по физической культуре
для учащихся 1–4-х классов
Тематическое планирование составлено на основе программы по
«Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.)
В соответствии с Примерной программой по физической культуре и внесёнными изменениями в начальной школе на предметную область «Физическая культура» предусматривается 405 ч.
Из них 270 ч. выделяется на первую часть, в том числе: 12 ч. – на раздел «Знания о физической культуре», 12 ч Э на раздел «Способы физкультурной деятельности» и 246 ч – на раздел «Физическое совер- шенствование».
Вторая часть – 135 ч., определяется образовательным учреждени- ем исходя из материально-технических условий и кадровых возмож- ностей школы. Из них: 94 ч. – подвижные игры с элементами спорта. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, под- вижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, под- вижные игры и национальные виды спорта народов России, плава- ние, по выбору учителя с учётом возрастных и психофизиологиче- ских особенностей учащихся.
В том числе – 41 ч., выделяется на «Подготовку и проведение соревновательных мероприятий».
Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.
Авторы поддерживают такое распределение часов, при котором основной формой проведения уроков в начальной школе становится двигательная деятельность.

Примерное распределение программного материала

Разделы программы 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
I часть – 270 ч. 67 ч. 68 ч. 68 ч. 67 ч.
Знания о физической культуре – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Способы физкультурной деятельности – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Физическое совершенствование – 246 ч.:
1. Физкультурно-оздоровительная деятель- ность – 8 ч.
2. Спортивно-оздоровительная деятельность –
238 ч.
– гимнастика с основами акробатики –
64 ч.
– лёгкая атлетика – 50 ч.
– лыжные гонки – 48 ч.
– плавание – 22 ч.
– подвижные и спортивные игры – 54 ч.
– общеразвивающие упражнения 61 ч.
2 ч.

16 ч.

14 ч.
12 ч.

17 ч. 62 ч.
2 ч.

16 ч.

15 ч.
12 ч.

17 ч. 62 ч.
2 ч.

16 ч.

11 ч.
12 ч.
11 ч.
10 ч. 61 ч.
2 ч.

16 ч.

10 ч.
12 ч.
11 ч.
10 ч.
II часть – 135 ч. 32 ч. 34 ч. 34 ч. 35 ч.
1. Подвижные игры с элементами спорта:
– подвижные игры на основе баскетбола –
94 ч.
– подвижные игры на основе мини-футбо- ла – 94 ч.
– подвижные игры на основе бадминтона
– 94 ч.
– подвижные игры на основе настольного тенниса – 94 ч.
– подвижные игры и национальные виды спорта народов России – 94 ч.
– плавание – 94 ч.
– по выбору учителя – 94 ч.
2. Подготовка и проведение соревнователь- ных мероприятий – 41 ч. 22 ч.
10 ч. 24 ч.
10 ч. 24 ч.
10 ч. 24 ч.
11 ч.
Итого: 405 ч. 99 ч. 102 ч. 102 ч. 102 ч.
Тематическое планирование
1-й класс

Тема урока Число часов Содержание
Первая часть (67 ч.)
Знания о физической культуре (3 ч.)
Физическая культура 1 Знакомство с предметом «Физическая культура». Значимость физической культуры в жизни человека.
Правила поведения на уроке физической культуры. Подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры 1 История появления физических упраж- нений. Важность физической культуры в развитии человечества.
Физические упражнения 1 Физические упражнения и их влияние на физическое развитие человека.

Тема урока Число часов Содержание
Способы физкультурной деятельности (3 ч.)
Самостоятельные занятия 1 Составление режима дня. Выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств; проведе- ние оздоровительных мероприятий в режиме дня.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью 1 Составление таблицы с основными физи- ологическими показателями (рост, вес, объём груди, окружность головы и др.).
Самостоятельные игры и развлечения 1 Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спор- тивных залах). Соблюдение правил в игре.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (2 ч.)
Физкультурно- оздоровительная деятельность 2 Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (59 ч.)
Гимнастика с основами акробатики 16
Акробатика.
Строевые упражнения 5 Основная стойка. Построение в колонну по одному. Построение в шеренгу. Построение в круг. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на живо- те. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. Развитие координаци- онных способностей. Название основных гимнастических снарядов. Инструктаж по ТБ. Подвижные игры.
Равновесие.
Строевые упражнения 5 Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Повороты напра- во, налево. Размыкание на вытянутые в стороны руки. ОРУ с обручами. Стойка на носках, на гимнастической скамейке. Стойка на носках на одной ноге на гим- настической скамейке. Ходьба по гимна- стической скамейке Перешагивание через мячи.
Развитие координационных способно- стей. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». Подвижные игры.
Опорный прыжок, лазание 6 Лазание по гимнастической стенке. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Подвижные игры.
Лёгкая атлетика 14
Ходьба и бег 5 Сочетание различных видов ходьбы. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в заданном коридоре. Бег (30 м и 60 м). ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростных способностей. Игры.

Тема урока Число часов Содержание
Прыжки 4 Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Прыжок в длину с места, с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Эстафеты. ОРУ.
Метание мяча 5 Метание малого мяча в цель (2х2) с 3–4 метров. Метание набивного мяча из раз- ных положений. Метание набивного мяча на дальность. ОРУ. Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно- силовых качеств.
Лыжные гонки 12
Лыжная подготовка 12 Передвижение на лыжах разными спосо- бами. Повороты; спуски; подъёмы; тор- можение. ТБ. Развитие координацион- ных способностей. Подвижные игры. Соревнования.
Подвижные
и спортивные игры 17 На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с исполь- зованием строевых упражнений, упраж- нений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстро- ту.
На материале лыжной подготовки: эста- феты в передвижении на лыжах, упраж- нения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр:
Футбол – удар по неподвижному и катя- щемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвиж- ные игры на материале волейбола.
Вторая часть (32 ч.)
Подвижные игры с элементами спорта (22 ч.)
– подвижные игры на осно- ве баскетбола
– подвижные игры на осно- ве мини-футбола
– подвижные игры на осно- ве бадминтона
– подвижные игры на осно- ве настольного тенниса
– подвижные игры и нацио- нальные виды спорта наро- дов России
– плавание
– по выбору учителя 22 Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возмож- ные варианты: подвижные игры на осно- ве баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на осно- ве бадминтона, подвижные игры на осно- ве настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учётом возрастных и психофизиологиче- ских особенностей учащихся.
См. приложение

Тема урока Число часов Содержание
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (10 ч.)
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 10 Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарище- ства, ответственности, активности каж- дого ребёнка. Подвижные игры и меро- приятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закре- пить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.

Тематическое планирование
2-й класс

Тема урока Число часов Содержание
Первая часть (68 ч.)
Знания о физической культуре (3 ч.)
Физическая культура 1 Физическая культура как система укре- пления здоровья человека. Жизненно важные способы передвижения челове- ка.
Правила поведения на уроке физической культуры.
Подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры 1 Важность развития основных физиче- ских качеств в истории развития челове- чества.
Физические упражнения 1 Физические упражнения и их влияние на развитие физических качеств. Основ- ные физические качества: сила, быстро- та, выносливость, ловкость, гибкость и равновесие.
Способы физкультурной деятельности (3 ч.)
Самостоятельные занятия 1 Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирова- ния правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физиче- ских качеств; проведение оздоровитель- ных мероприятий в режиме дня.
Самостоятельные наблюде- ния за физическим разви- тием и физической подго- товленностью 1 Составление сравнительной таблицы (1–2 класс) с основными физиологиче- скими показателями (рост, вес, объём груди, окружность головы и др.).
Самостоятельные игры и развлечения 1 Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спор- тивных залах). Соблюдение правил в игре.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (2 ч.)

Тема урока Число часов Содержание
Физкультурно- оздоровительная деятельность 2 Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упраж- нений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (62 ч.)
Гимнастика с основами акробатики 16
Акробатика.
Строевые упражнения 5 Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Кувырок впе- рёд, стойка на лопатках, согнув ноги. Кувырок в сторону. Из стойки на лопат- ках, согнув ноги, перекат вперёд в упор присев. ОРУ. Развитие координацион- ных способностей. Инструктаж по ТБ. Подвижные игры.
Висы.
Строевые упражнения 5 Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам. Выполнение команды «На два (четыре) шага разом- кнись!». Вис стоя и лёжа. ОРУ с гимна- стической палкой. ОРУ с предметами. В висе спиной к гимнастической скамейке поднимание согнутых и прямых ног. Вис на согнутых руках. Развитие силовых способностей. Подвижные игры.
Опорный прыжок, лазание 6 ОРУ в движении. Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе. Переша- гивание через набивные мячи. Стойка на двух ногах и одной ноге на бревне. Лазание по гимнастической стенке с одновременным перехватом и переста- новкой рук. Перелезание через коня, бревно. Развитие координационных спо- собностей. Подвижные игры.
Лёгкая атлетика 15
Ходьба и бег 5 Разновидности ходьбы. Ходьба по раз- меткам. Ходьба с преодолением препят- ствий. Бег с ускорением (30 м, 60 м) Подвижные игры. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростных и координацион- ных способностей. Инструктаж по ТБ.
Прыжки 5 Прыжки с поворотом на 180о. Прыжок с места. Прыжок в длину с разбега в 3–5 шагов. Прыжок с высоты (до 40 см). ОРУ. Подвижные игры. Эстафеты. Челночный бег. Развитие скоростных и координационных способностей.
Метание 5 Метание малого мяча в горизонтальную цель (2х2 м) с расстояния 4–5 м. Метание малого мяча в вертикальную цель (2х2 м) с расстояния 4–5 м. Метание набивного мяча. ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростно- силовых способностей. Подвижные игры.

Тема урока Число часов Содержание
Лыжные гонки 12
Лыжная подготовка 12 Передвижение на лыжах разными спосо- бами. Повороты; спуски; подъёмы; тор- можение. ТБ. Развитие координацион- ных способностей. Подвижные игры. Соревнования.
Подвижные
и спортивные игры 17 На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с исполь- зованием строевых упражнений, упраж- нений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстро- ту.
На материале лыжной подготовки: эста- феты в передвижении на лыжах, упраж- нения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр:
Футбол – владение мячом; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвиж- ные игры на материале волейбола.
Вторая часть (34 ч.)
Подвижные игры с элементами спорта (24 ч.)
– подвижные игры на осно- ве баскетбола
– подвижные игры на осно- ве мини-футбола
– подвижные игры на осно- ве бадминтона
– подвижные игры на осно- ве настольного тенниса
– подвижные игры и нацио- нальные виды спорта наро- дов России
– плавание
– по выбору учителя 24 Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Воз- можные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвиж- ные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учи- теля с учётом возрастных и психофизио- логических особенностей учащихся.
См. приложение
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (10 ч.)
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 10 Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарище- ства, ответственности, активности каж- дого ребёнка. Подвижные игры и меро- приятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закре- пить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.

Тематическое планирование
3-й класс

Тема урока Число часов Содержание
Первая часть (68 ч.)
Знания о физической культуре
Физическая культура 1 Самоконтроль во время занятий физичеса- кой культурой.
Туризм. Первая помощь.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнения- ми: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры 1 История спорта и физической культуры через историю семьи.
Физические упражнения 1 Физическая подготовка и её связь с раз- витием основных физических качеств. Физическая нагрузка.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия 1 Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирова- ния правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физиче- ских качеств; проведение оздоровитель- ных мероприятий в режиме дня.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью 1 Составление сравнительной таблицы (1–2–3 класс) с основными физиологиче- скими показателями (рост, вес, объём груди, окружность головы и др.).
Самостоятельные игры и развлечения 1 Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил в игре.
Физическое совершенствование
Физкультурно- оздоровительная деятельность 2 Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражне- ний на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (62 ч.)
Гимнастика
с основами акробатики 16
Акробатика.
Строевые упражнения (6 ч.) Размыкание и смыкание приставными шагами. Выполнение команд «Шире шаг!»,
«Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайся!». Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. Кувырок вперёд, стойка на лопатках, согнув ноги. Кувырок в сторону. 2– 3 кувырка вперёд. Стойка на лопатках. Мост из положения лёжа на спине. ОРУ. Подвижные игры. Развитие координаци- онных способностей. Инструктаж по ТБ.

Тема урока Число часов Содержание
Висы.
Строевые упражнения (6 ч) Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. Вис стоя и лёжа. Вис на согнутых руках. Под- тягивания в висе. Упражнения в упоре лёжа на гимнастической скамейке. Упражнения в упоре лёжа и стоя на коле- нях и в упоре на гимнастической скамей- ке. ОРУ с обручами. Подвижные игры. Развитие силовых способностей.
Опорный прыжок, лазание, упражнения в равновесии
(6 ч) Передвижение по диагонали, противохо- дом, «змейкой». ОРУ. Ходьба приставны- ми шагами по бревну (высота до 1 м). Перелезание через гимнастического коня. Лазание по наклонной скампейке в упоре лёжа, подтягиваясь руками. Подвижные игры. Развитие координационных способ- ностей.
Лёгкая атлетика 11
Ходьба и бег (4 ч.) 4 Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60 м). Бег на результат (30 м,
60 м). Подвижные игры. Развитие ско- ростных способностей.
Прыжки (3 ч.) 4 Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. Много- скоки. Подвижные игры. Развитие ско- ростно-силовых качеств.
Метание мяча (3 ч.) 3 Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Метание в цель с 4–5 м. Метание набивного мяча. Метание набивного мяча вперёд-вверх на дальность и на заданное расстояние. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых ка- честв.
Лыжные гонки 12
Лыжная подготовка 12 Передвижение на лыжах разными спосо- бами. Повороты; спуски; подъёмы; тормо- жение. ТБ. Развитие координационных способностей. Подвижные игры. Сорев- нования.
Плавание 11
Плавание 11 Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование дыхания, работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным спосо- бом.
Подвижные игры 10
Подвижные
и спортивные игры 17 ОРУ с обручами. ОРУ в движении. ОРУ с мячами. Подвижные игры. Спортивные игры. Эстафеты. Эстафеты с мячами. Эстафеты с обручами. Эстафеты с гимна- стическими палками. Развитие скоростно- силовых способностей.

Тема урока Число часов Содержание
Вторая часть (34 ч.)
Подвижные игры с элементами спорта (24 ч.)
– подвижные игры на осно- ве баскетбола
– подвижные игры на осно- ве мини-футбола
– подвижные игры на осно- ве бадминтона
– подвижные игры на осно- ве настольного тенниса
– подвижные игры и нацио- нальные виды спорта наро- дов России
– плавание
– по выбору учителя 24 Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадро- вых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учётом воз- растных и психофизиологических особен- ностей учащихся.
См. приложение
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (10 ч.)
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 10 Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприя- тия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физиче- ской культуре.

Тематическое планирование
4-й класс

Тема урока Число часов Содержание
Первая часть (67 ч.)
Знания о физической культуре
Физическая культура 1 Физическая культура и спорт. Виды спор- та. Спортивные игры.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнения- ми: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры 1 История развития физической культуры и первых соревнований. Олимпийское дви- жение. Связь физической культуры с тру- довой и военной деятельностью.
Физические упражнения 1 Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокраще- ний. Упражнения на расслабление.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия 1 Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирова- ния правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физиче- ских качеств; проведение оздоровитель- ных мероприятий в режиме дня.

Тема урока Число часов Содержание
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью 1 Измерение длины и массы тела, показате- лей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокраще- ний во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения 1 Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спор- тивных залах). Соблюдение правил в игре.
Физическое совершенствование
Физкультурно- оздоровительная деятельность 2 Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражне- ний на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики 16
Акробатика.
Строевые упражнения. Упражнени в равновесии 6 ОРУ. Мост (с помощью и самостоятельно). Кувырок вперёд, кувырок назад. Кувырок назад и перекат, стойка на лопатках. Выполнение команд «Становись!», «Рав- няйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Ходьба по бревну на носках. Развитие координаци- онных способностей. Подвижные игры.
Висы 5 ОРУ с гимнастической палкой. ОРУ с обручами. Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе, подтягивания в висе. Эстафеты. Подвижные игры. Развитие силовых качеств.
Опорный прыжок, лазание по канату 5 ОРУ в движении. Лазание по канату. Перелезание через препятствие. Опорный прыжок нагорку матов. Вскок в упор на коленях, соскок со взмахом рук. Подвижные игры. Развитие скоростно- силовых качеств.
Лыжные гонки 12
Лыжная подготовка 12 Передвижение на лыжах разными спосо- бами. Повороты; спуски; подъёмы; тормо- жение. ТБ. Развитие координационных способностей. Подвижные игры. Сорев- нования.
Плавание 11
Плавание 11 Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование дыхания, работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным спосо- бом.

Тема урока Число часов Содержание
Подвижные игры 10
Подвижные
и спортивные игры ОРУ с обручами. ОРУ в движении. ОРУ с мячами. Подвижные игры. Спортивные игры. Эстафеты. Эстафеты с мячами. Эстафеты с обручами. Эстафеты с гимна- стическими палками. Развитие скоростно- силовых способностей.
Вторая часть (35 ч.)
Подвижные игры с элементами спорта (24 ч.)
– подвижные игры на осно- ве баскетбола
– подвижные игры на осно- ве мини-футбола
– подвижные игры на осно- ве бадминтона
– подвижные игры на осно- ве настольного тенниса
– подвижные игры и нацио- нальные виды спорта наро- дов России
– плавание
– по выбору учителя 24 Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадро- вых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учётом воз- растных и психофизиологических особен- ностей учащихся.
См. приложение
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (11 ч.)
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 10 Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприя- тия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физиче- ской культуре.

45645622_1481554294
21_1477490787

Страницы